"Ақмола облысы бiлiм басқармасының Жақсы ауданы бойынша бiлiм бөлiмi Жақсы ауылының балалар музыка мектебi" коммуналдық мемлекеттiк мекемесi

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Открытый урок по классу фортепиано

16.05.2018

 

 

Открытый

урок по классу фортепиано

 

Тема: Работа над техническими сложностями фортепианной игры на

примере разбора «Сонаты соль мажор» Л. В. Бетховена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

преподаватель

по классу

фортепиано

Жаманов. Ж. А.

 

 

 

 

 

2017-2018 г.

Директор

КГУ «ДМШ»

Тулюбаев

Т. Ш.

____________________

 

 

 

 

Методическая разработка открытого урока

По классу фортепиано

 

преподаватель: по классу фортепаино

Жаманов Ж. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017-2018

г.

 

 

 

 

 

План урока:

Работа

над техническими сложностями фортепианной игры на примере разбора «Сонаты соль

мажор» Л. В. Бетховена

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель по классу

фортепиано:

Жаманов Ж. А

 

 

 

 

 

  

 

Цели и задачи:

Обучающая. Научить ученика владеть разными видами фортепианной техники в пределах изучаемых на данном этапе произведений. Познакомить ученика с наиболее интересными фактами из биографий композиторов, произведения которых он изучает.

Воспитывающая. Воспитание чувства прекрасного. Воспитывать у учеников культуру исполнения изучаемых произведений, терпение и настойчивость для преодоления трудностей.

 

Ход урока:

Гамма Ремажор. Ученицаиграет гамму в 3 октавы. Айлана играет гамму почти одним звуком, без динамического повышения звука. Прошу её проследить за динамикой, после чего в игрепоявляется cresccendo. Также внимание ученицы обостряю на фразировку нот, с интонационным завершением каждой октавы и выделением тоники, такая игра позволяет ускорить темп игры. Такой приём игрыпозволяетчувствоватьцелостность гаммы, также позволяет играть гамму ровней и ускорить темп без особых сложностей не позволяя устать рукам.

Аккорды. Перед игрой ученица называет места средних пальцев. При игре аккордов слежу за тем, чтобы локти не висели и после каждого аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых пальцев, т. к. они часто «не добирают» звук.

Арпеджио длинные. Их Айлана играет таким способом, что и гаммы, с интонационным завершением каждого обращения. Ученица также фразирует каждое обращение. Особое внимание обращаем на свободу рук, нужно следить, чтобы она не зажимала руки, добивалась свободной игры. играет по позициям. Это ему удается не сразу, поэтому работаем отдельно каждой рукой, добиваясь осмысленного исполнения, а затем переходим к игре двумя руками, сохраняя общее легато.

Арпеджио ломанные. Здесь нет особых отличий от длинных арпеджио, поэтому ученица играет их таким же способом, что и длинные арпеджио

Хроматическую гамму играем по 6 звуков, следя за полноценной работой левой руки.

Одним из важных элементов в разыгрывании ученика, является исполнение технических этюдов, которые могут отдельно подготовить ученика, к произведению, в котором использованы некоторые технические моменты. К примеру, в подготовке к произведению Л. В. Бетховена «Сонатина соль мажор» нам поможет «Этюд до мажор»  Ф. Бюргмюллера.

Фридрих Бюргмюллер - немецкий композитор, пианист, наиболее известен своими этюдами. Сын дирижёра и пианиста Фридриха Августа Бургмюллера. Старший брат композитора Норберта  Бургмюллера. 

Трудность заключается в том, что в правой и левой руке исполняются гаммообразными пассажами, что развивает беглость обеих рук. После проигрывания этюда приступаем к разбору произведения Л. В. Бетховена «Сонатины соль мажор» I и II – часть.

Обязательно, перед изучением музыкального материала, нужно ознакомить ученика с краткой биографией композитора, а также с его творчеством.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) — великий немецкий композитор, пианист и дирижер. Первоначальное музыкальное образование получил у отца — певчего Боннской придворной капеллы. С тринадцатилетнего возраста — органист этой капеллы. В 1778 году посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство фортепианной импровизации. Бетховен как композитор совершенствовался у Й. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера. Пользовался советами И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера. Концертные выступления Бетховена в Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Буде проходили с огромным успехом. К началу 1800-х годов Бетховен — автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1797 году, заставила композитора впоследствии сократить концертную деятельность, а с 1815 года отказаться от нее. В последний период творчества появились его величайшие создания — 9-я симфония с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера и Торжественная месса, а также шедевры его камерной музыки — Сонаты для фортепиано №28-32 и Квартеты №12–16.

Сонатина Соль мажор, 1-я часть.

Сонатина имеет простую трехчастную форму с репризой во второй части. При кажущейся простоте имеет определенные технические трудности.

Первая часть состоит из восьми тактов. Она требует проработки отдельно каждой рукой, т. к. у Айланы сразу после разбора не получается соединение партий обеих рук без ошибок. Прорабатываем места с форшлагами, для этого играем мелодические секвенции от разных нот.

При игре коротких лиг слежу за тем, чтобы вторая нота звучала легче и короче.

В левой руке в 5-6 тактах ломаные арпеджио исполняем снизу вверх, с опорой в «раз» и «три», с облегчением остальных звуков.

Вторая часть — 16 тактов. 8 из них — развитие первоначальной темы, и 8 — дословное повторение второй части.

Технической трудностью является деликатное исполнение партии левой руки во время звучания длинных нот в правой руке. Для облегчения задачи прошу Айланы сыграть верхнюю ноту приготовленным пятым пальцем ярким звуком, который постепенно нужно ослабить.

Третья, заключительная часть, очень красива по мелодике. Сложным является исполнение повторяющейся мелодии на mf и затем на р. Но Айлана с этой задачей успешно справляется.

Сонатина Соль мажор, II-ая часть

1 -ая часть  II – ой части сонатины написана в 3 дольном размере, играется в темпе медленного вальса. Гармоническая последовательность аккордов довольно проста, и во многом построена на главных ступенях лада. Главная особенность части, состоит в том, что 2-ая часть играется в стиле вальса. Играется в медленном темпе, но при этом имеет сложность в исполнении нюансов в штрихах и динамике. Мелодия темы играется в правой руке, при этом в левой руке играется аккомпанемент. Так как выше было упомянуто, что тема написана в стиле вальса, ученице нужно исполнять левую руку в характере вальса, первая доля, то есть басовая нота должна звучать фундаментально, так как именно басовая партия задает ритмическую особенность вальса, а вторая и третья доля играется на слабой доле, подчеркивая аккомпанемент. Во 2-ой части в левой руке меняется аккордовая фактура сопровождения, ведение мелодии меняется на последовательное восходящее движение, напоминая партию двухголосного полифонического произведения, что придает небольшую сложность при смене стиля исполнения. Важно сохранить гибкость рук, и добиваться и связного звукоизвлечения. Нельзя забывать о штрихах, так, следует уделить особое внимание нотам исполняемых на стаккато.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

   При изучении нового произведения очень важно, чтобы ученики технически были уже подготовлены к техническим трудностям изучаемого произведения. Поэтому важно следить за тем, чтобы ученик в обязательном порядке играл упражнения, развивающие технические навыки. Гаммы, арпеджио и трезвучия, а также этюды на различную технику смогут без особых сложностей подготовиться ученику к тому, или иному музыкальному произведению. Задача педагога следить за тем, чтобы ученик шел правильно, и развивался конструктивно в освоении технических навыков. Особым моментом стоит выделить, подход ученика при начальном разборе произведения, нужно научить ученика быть предельно внимательным ко всем нюансам произведения, будь это штрихи, динамические оттенки, даже стиль произведения. Очень важно, чтобы будущий музыкант воспитывал в себе такое качество как аккуратность при изучении музыкального произведения, в будущем это очень поможет ему конструктивно подходить в качественном и результативном получении музыкального материала и навыков исполнения музыкальных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор – Г. В. Келдыш. Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1991.

Фортепианная игра, учебник для 1-2-х классов ДМШ под общей редакцией А. Николаева. Изд. «Музыка», Москва, 1983.

Фортепианная игра, учебник для 1-2-х классов ДМШ под общей редакцией А. Николаева. Изд. «Музыка», Москва, 1986.

Хрестоматия для фортепиано, 2-ой класс ДМШ. Изд. «Музыка», Москва, 1986.

Школа игры на фортепиано под общей редакцией А. Николаева. Изд. «Музыка», Москва, 1998.

Энциклопедический музыкальный словарь. Авторы-составители Б. С. Штейнпресс и И. М. Ямпольский. Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1966.

 

 

Просмотров: 362


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст